Согласно оценкам МВД Израиля, с начала эпидемии коронавируса в страну вернулись из-за рубежа порядка полумиллиона израильтян, причем почти 15% вернувшихся находились за рубежом «длительное время» (согласно определению МВД). Вернувшиеся из-за рубежа граждане Израиля не знают сколько им придется пробыть в стране, что может повлечь за собой изменение статуса налогового резиденства.
Во многих странах критерий признания человека налоговым резидентом – срок его пребывания в стране. В Израиле человек считается налоговым резидентов, если он находился в стране более 183 дней в налоговом году. Также он считается резидентом, если провел в Израиле в течение налогового года 30 дней, а в течение двух предыдущих лет – 425 дней и более. Таким образом, находящиеся в карантине и не имеющие возможности покинуть страну люди могут вынужденно превратиться в налоговых резидентов этой страны со всеми вытекающими последствиями.
Секретариат Организации экономического сотрудничества и развития выпустил разъяснения относительно влияния мер, принимаемых правительствами для предотвращения распространения коронавируса, на практику применения международных налоговых договоров. В ОЭСР считают, что карантин из-за коронавируса представляет собой форс-мажорное обстоятельство и потому пребывание в другой стране во время эпидемии не должно приводить к изменению резидентства. ОЭСР предлагает снять и риски для компаний. Если сотрудники работали в одной стране, а во время изоляции продолжили работать из дома в другой стране – это не значит, что в их новой стране пребывания у компании появились постоянные представительства. Такой же принцип действует и для руководителей, если они управляют компанией из другой страны, у нее не должно меняться налоговое резидентство.
В ситуации, когда физическое лицо на период действия ораничительных мер остается в стране временного пребывания (которая не является и не являлась страной его постоянного проживания), последовательное применение установленных Статьей 4 Модельной налоговой конвенции ОЭСР критериев определения резидентства для целей применения международных налоговых договоров приведет к тому, что данное лицо будет признано налоговым резидентом страны, где у него имеется постоянное жилье (permanent home).
В ситуации, когда физическое лицо на период действия Ограничительных мер остается в стране, в которой оно ранее постоянно проживало (и в которой у него имеется постоянное жилье), но откуда оно до введения ограничительных мер уехало на постоянную работу в другую страну, решающим критерием будет являться критерий центра жизненных интересов (centre of vital interest), а в случае, если центр жизненных интересов не определим, или у лица нет постоянного жилья в каком-либо из государств — критерий места обычного проживания (habitual abode).
Проблема рекомендаций ОЭСР заключается в том, что их правовой статус не ясен и потому, по мнению специалистов, они не обезопасят физических лиц от возможных претензий налоговиков. Некоторые страны, к примеру, Австралия, Ирландия и Великобритания, поддерживают позицию ОЭСР, но израильское Налоговое управление заявило, что документ ОЭСР является не более чем рекомендацией, не требующей внесения изменения в законодательство каждой страны. Кроме того, израильские налоговики подчеркивают, что следует провести черту между теми, кто «застрял» в Израиле, и теми, кто вернулся в страну, чтобы «переждать бурю», то есть вернулся по собственному желанию.
Подписывайтесь на наш канал: https://t.me/smartgen_israel
Для вопросов и предложений: smartgen@smartgenisrael.com
留言